ENна первую mailback
all news
print me

ОСТАНОВИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ РАЗВИВАТЬСЯ

Около 80 лет экономика СССР и РСФСР делала ставку на крупные проектные организации. Пол века назад эти предприятия успешно решали многие государственные задачи и, что не мало важно, были подконтрольны государству и управляемы им. Эта эпоха закончилась в 90-х. Безусловно, малые проектные организации не могут конкурировать с крупными ведомственными или корпоративными проектными институтами. У них разная экономика. Но на региональном рынке в узкой рыночной нише малые проектные организации в состоянии стать сильным и известным брендом. И такие примеры уже есть.

ОСТАНОВИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ РАЗВИВАТЬСЯ

Около 80 лет экономика СССР и РСФСР делала ставку на крупные проектные организации. Пол века назад эти предприятия успешно решали многие государственные задачи и, что не мало важно, были подконтрольны государству и управляемы государством. Эта эпоха закончилась в 90-х.


НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ 
хронология отрасли  

К сожалению для отрасли, не все наработки советского времени были подхвачены и внедрены в хозяйственные процессы проектных организаций новой России. Те, кто во времена приватизации не упустил этот момент, сегодня имеют значительное конкурентное преимущество, но, как показывают результаты маркетинговых исследований компании Симпл Аналитикс, таких предприятий не много. Большинству пришлось на собственном опыте прийти к пониманию необходимости внедрения тех форм и методов производственной деятельности, которые были выработаны в СССР. Но это относится только к производственной деятельности. Коммерческую деятельность пришлось отстраивать с 0 и подсмотреть было не у кого.

В современных условиях крупные проектные организации не могут быть экономически эффективными без осуществления структурных изменений. Исключение составляют специализированные ведомственные или корпоративные проектные институты, которые встроены в цепочку инвестиционно-строительной деятельности. Потому, что в таких цепочках центр прибыли сосредоточен в управляющей компании.

МАЛЫЙ БИЗНЕС ПОДЖИМАЕТ

На малые проектные организации сегодня приходится около 50% рынка проектирования, а именно 75 млрд. руб. в масштабах страны. Доля государственного заказа на рынке промышленно-инфраструктурного и гражданского строительства сегодня составляет около 70%. Около 20% госзаказа приходится на малые проектные бюро. Это хорошие показатели. Тем более, что послекризисные темпы роста малых компаний и крупного бизнеса сравнялись (рис. 1).


 Рисунок 1. Темпы роста проектных организаций в разрезе масштаба бизнеса, 2012-2015 гг., оценка 2016 г. и прогноз на 2017 г. (источник: расчеты МА Simple Analytics)

Результаты маркетинговых исследований компании Simple Analytics показывают, что дальнейшая тенденция развития малых проектных организаций будет определяться тем, смогут ли малые проектные бюро выполнять взятые на себя обязательства систематически, а не от случая к случаю. Сегодня малые архитектурные и проектные бюро активнее используют новые каналы продаж и маркетинговых коммуникаций, осваивают новые подходы к формированию портфеля заказов. Эти инвестиции окупятся в ближайшие год-два и будут работать на компанию еще около пятилетки.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, малые проектные организации не могут конкурировать с крупными ведомственными или корпоративными проектными институтами. У них разная экономика. Но на региональном рынке в узкой рыночной нише малые проектные организации в состоянии стать сильным и известным брендом. И такие примеры уже есть.
Но приходится признать, что основная проблема в отрасли проектирования сегодня – отсутствие заказов. Как только экономика начнет восстанавливаться, потребуются темпы. Поскольку ни одна крупная проектная организация не может работать высокими темпами, услуги малого и среднего профессионального бизнеса будут востребованы. Главное – переждать, чтобы сохранить специалистов.